Опубликовал
muzadmin -
Последнее обновление: Суббота, Февраль 18, 2012 -
Сохранить & Добавить -
Нет комментариев

7 декабря 1988 г. весь мир был потрясен страшным по своим масштабам землетрясением в Армении. За несколько минут было разрушено 80% всех строений в городах Спитак, Ленинакан, Кировакан и близлежащих деревнях.
Это было катастрофическое
землетрясение магнитудой 7,2, произошедшее
7 декабря 1988 года 11:41 по местному времени на северо-западе
Армянской ССР. В результате землетрясения были полностью разрушены город
Спитак и 58 сёл; частично разрушены города Ленинакан (ныне
Гюмри),
Степанаван, Кировакан (ныне
Ванадзор) и ещё более 300 населённых пунктов. Погибли по меньшей мере 25 тысяч человек, 514 тысяч человек остались без крова. В общей сложности, землетрясение охватило около 40 % территории Армении.
Несколько тысяч врачей помогали больным, пострадавшим при землетрясении.
Одним из героев-врачей, участником реабилитации людей после армянского землетрясения, является заведующий отделением травматологии Смирнов Максим Викторович.
-Максим Викторович, как Вы оказались в гуще медицинских событий после землетрясения в Армении?
-Меня вызвал Александр Станиславович Ваховский и сказал, что нужна моя помощь. Дело в том, что пришла разнарядка в Ленникан и были нужны врачи.
-Как Вы восприняли предстоящую поездку?
-Я воспринял нормально. Во-первых, мы жили в СССР и особенного выбора у нас не было, во-вторых, нужно было ехать.
-А сейчас бы поехали?
-И сейчас бы поехал.
-Какое впечатление сложилось после увиденного?
-Грустное и очень удручающее как Сталинград после божбёжки. Это был практически полностью разрушенный город. Общий фон напоминал старые советские фильмы. В Ленникане есть такой район Ширакаци, в котором всего насчитывалось 127 девятиэтажек. Из них 124 полностью развалились, а у трёх остались целыми только 3-4 этажа. Мы приехали, когда в Армении уже был траур.
- Максим Викторович, МЧС и особой спецтехники тогда ещё не было, поэтому и сложилось такое мнение, что спасённых было мало: многие остались под завалами.
-Да, в основном из завалов вытаскивали трупы.
-В таком городе, как я понимаю, были разрушены коммуникации, дома, больницы, но ведь нужно было перемещать больных в лечебные учреждения. Как это происходило?
- Всего на тот момент было 15 союзных республик и у каждой республики был свой госпиталь. Я был прикомандирован к госпиталю Минздрава РСФСР.
-И сколько по времени заняла командировка?
-Командировка длилась 2, 5 месяца
- Каковы были Ваши самые сильные ощущения и эмоции?
- Я впервые увидел в жизни воочию и наяву воплощённый ужас. Ни до ни после я ничего подобного в жизни не видел.
- Но что-то человеческое, положительное осталось после поездки?
-Я нашёл новых друзей, познакомился с замечательными интересными людьми. Это была ужасная трагедия для армян. Поэтому эмигрировавшие в Россию армяне до сих пор с теплотой вспоминают о нас.
-Но ничего не даётся легко. Особенно работа в таких тяжёлых условиях морально и физически.
-Да, условия были полувоенные. Кроме землетрясения, во время нашей командировки прибавился ещё и Карабахский конфликт, имевший давние исторические корни. Он приобрёл особую напряжённость в годы «
перестройки». К ноябрю-декабрю 1988 года в этот конфликт оказались вовлечены большинство жителей Армении и Азербайджана. Нас врачей собрали в военкомате, и мы ждали, что скоро отправят в зону военных действий. Но потом дали отбой. Поэтому мы сами чуть не попали в переплёт.
Что касается условий быта, то жили мы в симпатичных одноэтажных финских домиках. Я лично делил комнату с кардиологом из Бийска.
Конечно, попасть на чужую войну и отстаивать интересы другой страны никому не захочется. Но участие в спасении людей после землетрясения-доля священная. В этом, может быть, вся суть призвания врача. Врач, пожалуй, одна из самых мобильных и востребованных в мире профессий. Врачи всегда были и будут нужны.
Вот так любой отдельный человек может оказаться в водовороте событий большого мира героем или трусом.